Фотосессии и статьи

ТВОРЧЕСКОЙ ФОТОШКОЛЫ IAP

bezpil_002 Фотосъемка с большой глубиной резкости

Фотосъемка с большой глубиной резкости

Фотосъемка с большой глубиной резкости

Практический Макро Фокус стекинг

Любители поснимать крупным планом макро объективами, или используя возможности некоторых объективов фотографировать с близкого расстояния, всегда сталкиваются с зачастую непредвиденным обстоятельством - малой глубиной резкости.

Фотографы тут же соображают - а, я сейчас зажму диафрагму до F8 и все будет хорошо. Нет, глубина если и прибавляется, то совсем немного.
Ладно, зажимаем еще больше - F16. Опять недостаточно. Жмем 32 - опять не тот результат, на который рассчитываешь. Кроме того, после F14 появляются известные проблемы зажатой диафрагмы - дифракция, потеря резкости и деталей.

Давайте посмотри фотографию разобранного видеорегистратора, снятого с близкого расстояния. При диафрагме F8 и настройке на самый передний край, только он и получился резким. Все остальное постепенно растворяется в нерезкости. Это можно использовать, как художественный эффект. Но применимо будет только при съемке некоторых сюжетов.

Сдвиг фокуса

Как же снимать ювелирку, цветочки, бабочек, насекомых, разные детальки, наперстки, иголки, пуговицы и прочее?
Решение напрашивается само собой - фотосъемка под 90 градусов к поверхности. Но далеко не все сюжеты будут хороши в таком ракурсе.
Потом, это будет хорошо при ровной поверхности. При разновысотной опять не все будет резким.

Выход есть - Фокус стекинг, или по-русски - фотосъемка со сдвигом фокуса. Применяется давно. Раньше выполнялся полностью руками. Делается последовательность фотографий с резкостью на разных частях предмета. Получаются как бы нарезка. Далее сшивается в программе.

Весь фокус, простите за каламбур, в количестве фотографий и расстояний между резкими частями. А как настраивать резкость на этих разных частях? Автофокусом, или вручную? Удобнее вручную. Есть разные технологии, в том числе в ходу были объективы с большим ходом кольца регулировки резкости, для точного прицеливания.

Вообще есть целый ряд особенностей при съемке, для получения гарантированного результата. Это применение определенных объективов, это подготовка объектов, предметов. Это освещение. Это настройка всех параметров камеры.

Если кратко, для тех кто имеет какой то опыт, параметры съемки и освещения должны помочь получению детализированного, четкого изображения. Для разных объектов и видов света настройки, понятно, будут разными.

С развитием фототехники появились фотокамеры, где процесс съемки стекинга автоматизирован. Это было возможно на некоторых топовых моделях зеркальных камер, например на Nikon D850.

Сейчас, практически все полнокадровые беззеркальные камеры, разных производителей, имеют режим съемки Фокус стекинга.
Правда, не сказать, что автоматизация полная. Все равно, требуются настройки и, часто, неоднократные повторы съемки, чтобы подобрать нужные параметры. Но, зато после подбора одно наслаждение. Камера сама производит съемку. Остается только проверить кадры, обработать нужным образом и собрать стек.

Параметры позволяют настроить количество кадров, шаг съемки, промежуток между кадрами. Вроде бы немного. Но от расстояния до объекта и от фокусного расстояния объектива все плывет и меняется. То шаг большой, кадров много, то наоборот. То вспышка не успевает перезарядиться, то бабочка не выдерживает долгой съемки и улетает).

Надо сказать, что есть платный софт, с помощью которой можно автоматизировать процесс съемки стека. Но он поддерживает не все камеры. Процесс съемки далек от совершенства, требует совершенно точной, определенной последовательности действий. Если ее не соблюдать, то процесс каждый раз придется совершать заново. Наводка на резкость осуществляется в режиме Live View, с выводом картинки на экран компьютера. Настройка резкости осуществляется вручную, но разрешение вывода не позволяет сделать это точно.
Кроме того, при использовании компьютерной программы фотограф ограничивается съемкой в помещении.

Данную съемку проводили, разобрав отработавший свое автомобильный видео регистратор. Интересно же посмотреть что внутри)
Плата имеет размер 60х60 мм. Высота с объективом 25 мм. Объект небольшой, но удалось провести съемку без макро объектива, используя то, что используемый объектив способен снимать с расстояния 30 см, довольно крупным планом.

Объект съемки был очень сильно запылен. Пыль является очень серьезным фактором при любой фотосъемке, а, в особенности макро.
На представленном снимке видно, насколько много пыли на всех частях регистратора, от объектива, до микросхем и всех поверхностей.

Можно ли от нее избавиться до съемки? Да, частично можно. Но после очистки налетит и прилипнет новая пыль, скорее, не в таком количестве. Но ее тоже будет достаточно. Для полного избавления существует определенная технология.

Мы снимали, не удаляя пыль, чтобы посмотреть, насколько успешно можно от нее избавиться, при обработке фотографии.
И насколько это будет менее затратным по времени, чем технология очистки до съемки.

Процесс сборки стека проводили в Фотошопе и, для сравнения, в специальных программах сшивки. Результаты очень мало отличались друг от друга. Если применять объективы, не очень подходящие для съемки стеков, то сборки могут сильно различаться. Тогда помогает применение разных шаблонов сборки объектов.

Результат можно видеть ниже, на готовой фотографии. Резко стало все, от переднего края до последней видимой точки. Детализация, резкость очень хорошие. Отсутствие дыр в резкости, говорит о том, что был правильно выбран шаг и количество фотографий. Их, кстати, было 25. Снимали с постоянным светом, в режиме М, на ISO 200, F 8.0, выдержка 1/8 сек, WB К4350 на современную беззеркальную камеру с полной матрицей.

Процесс очистки от пыли

После сборки, провели процесс очистки от пыли. Насколько он удался, можно видеть на сравнительных фотографиях. Простой ретушью сделать было бы невозможно, из-за большой концентрации пылинок. Применили специальный метод, которым пользуемся в таких случаях. Он позволяет полностью сохранить текстуру, резкость, детализацию. В то же время, поверхности полностью очищены от пыли. Фотография приобретает совершенно другой, аккуратный и законченный вид.

Применение стекинга

Надо отметить, что стекинг применяется не только в макро съемке. Он незаменим при фотосъемке пейзажей, архитектуры, интерьеров, рекламной фотосъемке, ювелирных изделий, натюрмортов и многих других видов съемки, где размытие среднего и заднего планов недопустимы.

В нашей Фотошколе есть курсы, где мы подробно проходим фокус стекинг. Это курс Рекламный фотограф, Коммерческий фотограф  ссылки откроются в новых окнах

Также у нас есть специальный двухдневный Мастер класс по фотосъемке с большой глубиной резкости. ССЫЛКА ЗДЕСЬ

На Мастер классе изучаем не только сам процесс съемки, но и освещение, подготовку, сшивку, обработку, весь софт и многие многие нюансы.
Приглашаем всех, кому интересна эта тема, для прохождения обучения.

Связь с нами

  • +7 (915) 454-25-15
Студия в центре Москвы, недалеко от метро Павелецкая
Адрес и схема ЗДЕСЬ

Search