Фотосессии и статьи

ТВОРЧЕСКОЙ ФОТОШКОЛЫ IAP

dfg_8457 Фотопортрет как продолжение живописного портрета

Портрет в искусстве и в фотографии

Портрет в искусстве и в фотографии

Взаимопроникновение в искусстве создания живописного и фото портрета

Портретное искусство развивалось многие столетия, достигнув замечательных результатов. Являясь одним из основных жанров, всегда пользуется большим вниманием со стороны ценителей прекрасного.
Фотопортрет является продолжением развития живописного портрета. Заимствовав многие достижения, перенял внимание к точности передачи образа, духовности в лучших и серьезных работах фотографов.

Давайте рассмотрим особенности развития портретного искусства. Это поможет лучше ориентироваться, лучше понять значение портрета.

Скульптурное изображение царицы Египта Нефертити

+Скульптурное изображение царицы Египта Нефертити

Портрет начал развиваться очень давно

Еще в эпоху древнего Египта создавались замечательные образцы фресок и скульптур, изображающих великие личности того времени. Древним художникам с удивительным мастерством удавалось передать не только особенности внешнего вида, но и значение людей, высоту их духовного развития. Изображения сделаны так, что абсолютно веришь в портретное сходство. Настолько все убедительно, весомо. Это подтверждается и грандиозными достижениями личностей, запечатленных на века и тысячелетия.

Все знают прекрасный скульптурный портрет Нефертити. За красоту и выразительность ее называют Мона Лизой ранних времен.

Образец Фаюмского портрета

+Образец Фаюмского портрета

В Египте, завоеванном Древним Римом фаюмские портреты представляли из себя ранние образцы станкового портрета.

Создавались они с натуры. Характерная особенность их - яркое сходство с изображаемым человеком и духовность. Портреты создавались в технике восковой живописи энкаустики, а позднее темперы.

Портреты в энкаустике часто писали местами очень пастозно. Это позволяло придавать портретам свойства живости и изменчивости. Пастозность, то есть живопись плотными мазками, вновь возродилась значительно позднее, например в работах Рембранта. А существовал фаюмский портрет с 1 по 4 век нашей эры.

Считается, что фаюмские портреты оказали влияние на развитие иконописи. В дальнейшем, портретное искусство стало возрождаться только в средние века.

В период раннего Средневековья художники редко изображали портреты

Но уже тогда начинали придавать святым черты реальных людей.
Часть художников начитают писать психологические портреты.

В Возрождение человек стал восприниматься по другому, ему стала отводиться более существенная роль.
На первый план стали выводиться красота и гармония. Кроме профильных стали появляться изображения в три четверти и в анфас.
Дух и тело должны быть очень мощными. Это отразилось в том, что многие картины и скульптуры изображали не просто людей, но гигантов с красивыми телами, сильными духом.

Большое влияние на развитие живописи оказало появление новой техники масляной живописи. Картины стали более тонко выражать чувства и лучше передавать особенности строения лица, тела, одежды, окружающих предметов.

Разработка теории перспективы позволила передавать пространство более правильно, с уходом картины вглубь. Это послужило мощным толчком в развитии живописи, графики.
А при чем портрет и перспектива? Связь есть и очень мощная. Явление перспективы явственно прослеживается при изображении человека разными способами: рисунком, живописью, фотографией. Результат может иметь совсем разные выразительные формы.

Понимать это влияние и правильно изображать человека тоже является важной задачей, позволяющей реализовывать определенные художественные решения.

"Мона Лиза" кисти Леонардо да Винчи

+mona2 Фотопортрет как продолжение живописного портрета

Гений Леонардо да Винчи, помимо важнейших открытий и изобретений позволил создать величайшие художественные произведения.

Портрет "Мона Лиза", созданный около 1503 года, оказал огромное влияние на последующее развитие всего искусства.
Изящество, выразительность, духовность, выражают гармонию человека и окружающего мира.

Тициан. Автопортрет

+Тициан. Автопортрет

Великие портретисты

Тициан, Рубенс, Рембрант, Веласкес, Пуссен, Рафаэль, Ван Дейк великие портретисты, внесли огромный вклад в развитии европейского портретного жанра.
Они создали непревзойденные шедевры образов своих современников. Все известные мастера были тонкими психологами. Передача сложности духовного мира, особенностей души человека всегда были отличительными чертами настоящих творцов.

В эпоху Возрождения появились разнообразные формы портрета.
Один из широко применяемых приемов композиции являлся погрудный портрет. Были также поясные, поколенные и портреты в полный рост.

Парадные портреты писались по заказу самых известных и богатых людей. Это высшее общество того времени, включающее императоров, придворных, членов их семей. Великие художники были обласканы вниманием и сами становились очень влиятельными людьми благодаря своим талантам.

Рубенс. Портрет Жаклины де Кастр, Музей Конде

+Рубенс. Портрет Жаклины де Кастр, жены Жана-Шарля Корде (Шантийи, Музей Конде)

Рубенс. Автопортрет с сыном Альбертом

+Питер Пауль Рубенс. Автопортрет с сыном Альбертом. Копия с утраченного оригинала. Антверпен,

Хорошим примером мастера парадного портрета может служить Рубенс

Он работал при королевских дворах многих европейских государств.

Учеником Рубенса был талантливый Ван Дейк. Он создал целую портретную галерею царедворцев, ученых, юристов, художников, военачальников, церковнослужителей. Неповторимость моделей, их яркая индивидуальную переданы очень точно и художественно.

Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn)

+Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn)

Рембрандт ван Рейн - Портрет Николаса Рутса

+Рембрандт ван Рейн - Портрет Николаса Рутса 1631

Рембрандт, голландский художник

Начиная с XVII века камерный портрет занял свое достойное место.
Один из ведущих живописцев в этой области был Рембрандт, голландский художник.
Причем его героями часто становились простые люди, без помпезных званий и регалий. Красота души, безо всякой помпезности, становится главным героем этих произведений. Своим мастерством, вниманием, Рембрандт открыл новый взгляд, новый подход к портрету.

Боровиковский Владимир Лукич - Портрет неизвестного. 1790 г.

+Боровиковский Владимир Лукич - Портрет неизвестного в лиловом кафтане. 1790

Боровиковский Владимир Лукич - Портрет М.И. Лопухиной. 1797 г.

+Боровиковский Владимир Лукич - Портрет М.И. Лопухиной. 1797 г.

В русском искусстве жанр портрета появился позже, чем в Европе

Русская живопись в XVIII столетии связана с именами Рокотова, Боровиковского, Левицкого. Они создали множество одухотворенных образов своих современников. Прекрасные парадные и камерные портреты стали достоянием своего времени, свидетельством красоты и гармонии.

Валентин Серов. Княгиня Орлова

+Валентин Серов. Княгиня Орлова

Маковский. Русские красавицы

+Маковский. Русские красавицы

Русские художники

Знаменитые русские художники Боровиковский, Кипренский, Репин, Брюллов, Перов, Маковский, Серов прославили отечественное искусство великолепными образцами портретной живописи.

Портрет девочки

+Портрет девочки на фото открытке начала 20 века

Портрет девушки

+Портрет девушки

Фотографический портрет сначала полностью копировал достижения живописи

Повторялись позы, убранство, фоны. Тем более, что часто первыми фото портретистами были художники. Постепенно фото портрет выделился своим подходом, особенностями. Иная техника требовала иной работы.

Поскольку фотографический портрет является приемником традиций живописного портрета, многие основополагающие принципы в точности копировались. Но, поскольку, свободы у фотографа появлялось все больше, росло число экспериментов с композицией, светом, цветом.

Неизменным в самых хороших фотоработах остается стремление передать внутренний мир человека, его духовность, лучшие главные черты. И тут есть огромные различия с живописным портретом, который создается за большой период времени. Художник постепенно лучше узнает портретируемого. Происходит осмысление того, как надо строить изображение, чтобы лучше передать суть.

У портретиста фотографа времени не так много. В одной фотографии, пусть даже отобранной из серии, он должен передать главные черты того, кого изображает, его характерные особенности и душевные достоинства. С короткой выдержкой это сделать не так просто. Надо суметь выделить черты, поймать нужные эмоции, вовремя зафиксировать.

Кроме того надо, работая с моделью, добиться нужного состояния и суметь удерживать его на некоторое время.

Фотограф, снимающий портреты, всегда должен ориентироваться на лучшие мировые достижения в этом жанре, главные принципы. Хорошим делом в воспитании вкуса, чувства такта, соразмеренности, композиции, является просмотр альбомов, иллюстраций работ хороших мировых живописцев.
Это явится основой для выработки собственного стиля, который будет визитной карточкой фотографа. Невозможно выработать свой стиль на пустом месте. Процесс всегда не быстрый. Но постепенно, от портрета к портрету фотограф все лучше будет чувствовать модель, все свободнее и непосредственней будет общение. Из этого и будут рождаться и стиль и хорошие портретные работы.

Еще надо сказать, что идет, причем уже давно, обратный процесс влияния фотографии на развитие живописи.
Некоторые аспекты этого полезны и хороши, некоторые нет.

Большая свобода и легкость в построении композиций в фотографии дает общее развитие этой дисциплины и оказывает воздействие на живопись. Это является положительным моментом.

Не очень хорошим является увлечение людей, занимающимися живописью, копированием фотографий. Настоящий художник должен сам создавать свое произведение от начала до конца. Он должен сам все осмыслить, понять натуру, сам сделать композиционные, перспективные и иные построения. Если брать готовое решение с фотографии, то итог всегда один. Слабые работы, сразу дающие представление об уровне художника. По таким работам тут же видно, что они списаны с фотографии. Причем зачастую выбираются не лучшие образцы фотографий. Это говорит о плохом вкусе копииста, с одной стороны, а с другой плохо влияет на общее состояние развития и живописи и искусства в целом.

Искусство портрета, всегда было и будет одним из ведущих направлений в живописи и в фотографии.
Фотографам, желающим совершенствоваться, надо постоянно развивать свои художественные навыки, умение общаться, знание техники, композиции, следить за тенденциями, изучать историю.

Портрет многогранное искусство, требующее вложения всех душевных сил в создание значимых, интересных работ.

Связь с нами

  • +7 (915) 454-25-15
Студия в центре Москвы, недалеко от метро Павелецкая
Адрес и схема ЗДЕСЬ

Search